Заводу, давшему жизнь новой части Волгодонска, исполнилось 50 лет
- 27-11-2019, 21:50
26 ноября 1969 года постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР был дан старт строительству «Атоммаша».
Первоначально название у него было «Волгодонской завод тяжелого машиностроения». Под строительство ВЗТМ была выбрана территория на противоположном от существовавшего Волгодонска берегу Сухо-Соленовского залива. Для этого вначале отвели 200 гектаров земель совхоза имени А. Черникова и 200 гектаров совхоза «Добровольский». 8 июля 1972 года начался официальный набор рабочих и специалистов на строительство ВЗТМ. В период 1971—1973 годов осуществлялось создание инженерной инфраструктуры будущего предприятия.
Уже к 1973 году на строительстве завода трудилось более 13 тысяч рабочих и специалистов, съехавшихся со всей страны, а в 1974 году он был объявлен Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. 22 декабря 1975 года была установлена первая колонна главного корпуса завода (корпус № 1). Именно в это время Александр Чемонин - корреспондент газеты «Известия» - предложил назвать Волгодонский завод тяжёлого машиностроения «Атоммашем», и в марте 1976 года строящийся ВЗТМ был переименован в «Волгодонской завод атомного энергетического машиностроения» — «Атоммаш».
Первая очередь завода была сдана в эксплуатацию 22 декабря 1978 года к очередной годовщине тогдашнего генерального секретаря КПСС Леонида Брежнева, а в ноябре 1982 года после смерти генсека завод «Атоммаш» получил в наименовании имя Леонида Ильича. Правда эта приставка продержалась недолго и при распаде СССР была отменена.
По проекту на «Атоммаше», при выводе предприятия на полную мощность к 1990-му году, предполагалось изготавливать 8 комплектов реакторов ВВЭР-1000 в год мощностью 1000 МВт каждый. Кроме реакторов заводом осуществлялось изготовление и сборка другого оборудования, входящего в комплект блоков АЭС.
Первый корпус атомного реактора на «Атоммаше» был выпущен в 1981 году для Южно-Украинской АЭС, также был обширный план по производству новой продукции, но все перечеркнула катастрофа на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 года, после которой ядерная энергетическая программа СССР была фактически свернута.
И с этого времени у «Атомаша» начался крайне тяжелый период, продлившийся практически до 2012 года, когда предприятие перешло в машиностроительный дивизион «Росатома» и вновь стало осваивать выпуск профильной продукции.
Именно «Атоммаш» дал взрывное развитие Волгодонску, превратив его в тот город, который мы сегодня видим. За годы всесоюзной стройки старая часть города расширилась, практически соприкоснувшись с ранее далеким Красным Яром, а на другом берегу Сухо-Соленовской балки был отстроен новый город, который по количеству населения сегодня значительно превосходит старую часть.
Если до начала возведения «Атоммаша» в городе проживало всего 35 тысяч человек, то уже в 1981 году их численность дошла до 135 тысяч, а затем и до 180 тысяч к началу 90-х. На одном только «Атоммаше» в его лучшие годы трудились 21 тысяча человек. Поэтому нет ничего удивительного, что сегодня именно с возрождением «Атоммаша» и развитием на нем новых производств Волгодонск связывает свои основные перспективы на дальнейшее будущее.
Архивное фото: «АЭМ» Facebook.
Первоначально название у него было «Волгодонской завод тяжелого машиностроения». Под строительство ВЗТМ была выбрана территория на противоположном от существовавшего Волгодонска берегу Сухо-Соленовского залива. Для этого вначале отвели 200 гектаров земель совхоза имени А. Черникова и 200 гектаров совхоза «Добровольский». 8 июля 1972 года начался официальный набор рабочих и специалистов на строительство ВЗТМ. В период 1971—1973 годов осуществлялось создание инженерной инфраструктуры будущего предприятия.
Уже к 1973 году на строительстве завода трудилось более 13 тысяч рабочих и специалистов, съехавшихся со всей страны, а в 1974 году он был объявлен Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. 22 декабря 1975 года была установлена первая колонна главного корпуса завода (корпус № 1). Именно в это время Александр Чемонин - корреспондент газеты «Известия» - предложил назвать Волгодонский завод тяжёлого машиностроения «Атоммашем», и в марте 1976 года строящийся ВЗТМ был переименован в «Волгодонской завод атомного энергетического машиностроения» — «Атоммаш».
Первая очередь завода была сдана в эксплуатацию 22 декабря 1978 года к очередной годовщине тогдашнего генерального секретаря КПСС Леонида Брежнева, а в ноябре 1982 года после смерти генсека завод «Атоммаш» получил в наименовании имя Леонида Ильича. Правда эта приставка продержалась недолго и при распаде СССР была отменена.
По проекту на «Атоммаше», при выводе предприятия на полную мощность к 1990-му году, предполагалось изготавливать 8 комплектов реакторов ВВЭР-1000 в год мощностью 1000 МВт каждый. Кроме реакторов заводом осуществлялось изготовление и сборка другого оборудования, входящего в комплект блоков АЭС.
Первый корпус атомного реактора на «Атоммаше» был выпущен в 1981 году для Южно-Украинской АЭС, также был обширный план по производству новой продукции, но все перечеркнула катастрофа на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 года, после которой ядерная энергетическая программа СССР была фактически свернута.
И с этого времени у «Атомаша» начался крайне тяжелый период, продлившийся практически до 2012 года, когда предприятие перешло в машиностроительный дивизион «Росатома» и вновь стало осваивать выпуск профильной продукции.
Именно «Атоммаш» дал взрывное развитие Волгодонску, превратив его в тот город, который мы сегодня видим. За годы всесоюзной стройки старая часть города расширилась, практически соприкоснувшись с ранее далеким Красным Яром, а на другом берегу Сухо-Соленовской балки был отстроен новый город, который по количеству населения сегодня значительно превосходит старую часть.
Если до начала возведения «Атоммаша» в городе проживало всего 35 тысяч человек, то уже в 1981 году их численность дошла до 135 тысяч, а затем и до 180 тысяч к началу 90-х. На одном только «Атоммаше» в его лучшие годы трудились 21 тысяча человек. Поэтому нет ничего удивительного, что сегодня именно с возрождением «Атоммаша» и развитием на нем новых производств Волгодонск связывает свои основные перспективы на дальнейшее будущее.
Архивное фото: «АЭМ» Facebook.
Подписывайтесь на DONDAY-Волгодонск
Яндекс Дзен
Телеграмм
Вконтакте
Если Вам есть чем поделиться, пишите нам в WhatsApp