Как командир корабля стал «командиром» юных яхтсменов в Цимлянске

Чему учатся юные яхтсмены, как нужно относиться к морю читайте в интервью с директором яхт-клуба «Дельфин».
Как командир корабля стал «командиром» юных яхтсменов в Цимлянске
Фото: группа ВК «Яхт-клуб Дельфин г. Цимлянск»

Шум приближающихся волн, раскаленный воздух и липнущие к ногам песчинки. Мы побывали на городском пляже города Цимлянска и заглянули на небольшую огражденную территорию. Это обитель людей, не представляющих свою жизнь без моря. По центру располагалось металлическое сооружение, заставленное лодками и парусами, а наверху виднелась крупная надпись «Яхт-клуб Дельфин».

О том, как командир корабля стал «командиром» детского объединения, чему учатся юные яхтсмены, как нужно относиться к морю и какая самая главная награда «Дельфина», мы узнаем у Сергея Бударина – заведующего цимлянского яхт-клуба, который находится в самом центре городского пляжа на берегу Цимлянского водохранилища.


Фото: с личной страницы Сергей Бударниа.

- Сергей Евгеньевич, я знаю, что в этом году вашему клубу исполняется 32 года. Расскажите, как вообще появился «Дельфин»?

- Меня сначала здесь и не было, я раньше на флоте служил. Но был у нас такой Петухов Владимир Ильич. Так вот он еще в советское время собрал вокруг себя команду энтузиастов. Кстати, один такой живой энтузиаст до сих пор тут есть – это Борис Филиппович Абрамчук. Они, в принципе, здесь на этом самом месте все и устроили, – и Сергей Евгеньевич обвел рукой вокруг участка. – Ничего не было, один лишь камыш. Просто Богом забытое место. Но тут они все расчистили и поставили «саркофаг», как мы привыкли называть, потом вагончик – теперь это наша мастерская. А со временем построили и его, – мужчина кивнул в сторону ангара. – Дальше получилось так, что в 94 году я демобилизовался и после службы я к родителям приехал. Меня пригасили возглавить клуб, потому что к тому времени основатели уже ушли.



- Возникали ли какие-то трудности?

- Начало, конечно, было не очень, тяжело пришлось. Я был командиром корабля, и мне было трудно перестроиться «на детей», – бывший капитан заулыбался. – Но ничего, со временем перестроился, и вот уже больше 25 лет я тут «рулю», этим яхт-клубом. К сожалению, с тех времен мало что изменилось, хотя остался все тот же голый энтузиазм. Зато у нас хорошая команда – это фанаты своего дела. Очень продуктивно работаем, даже в таких неблагоприятных условиях. Мы практически с нуля создали мастерскую, и теперь делаем очень дорогостоящие для нас вещи сами: блочки, стопора… Денег нет, финансирование слабое, потому что бюджет района не . Да и со временем у нас много предприятий закрылось, больше не у кого попросить помощи.

-Выходит, у вас нет спонсора?

- Спонсора нет, есть лишь помощь от администрации, но ее маловато. Не хватает денег, к сожалению.

- Тем не менее, у вас недавно было пополнение – новенький швертбот (тип конструкции парусной яхты, - прим.ред.). Какие разновидности яхт еще у вас есть?

- Да, в начале этого года администрация нам выделила деньги, и мы приобрели на заводе в Ростове два корпуса, это «Оптимисты» из пластика. И это практически первое приобретение за все годы. В основном занимались латанием старого. А так, у нас есть те же «Оптимисты», «Кадеты», «Лучи», «Финны». Еще собрали из остатков, привезенных из Волгодонска, катамаран, тоже вот в рабочем состоянии сейчас. Потом в 2003 году с помощью судомеханического завода приобрели яхту «Орион», на ней мы в походы ходим. Есть тримараны еще (судно с тремя соединёнными в верхней части параллельными корпусами, - прим.ред.), которые остались с советских времен, но мы стараемся их поддерживать в рабочем состоянии, и тоже выходим в море.



-Пожалуй, не найдется такой области, которую не затронули бы ограничения, введенные в связи с пандемией коронавриуса. Повлияли ли как-то ограничения на жизнь яхт-клуба?

- Конечно. Пока мы, например, не можем полноценно работать, к нам просто не разрешают пускать детей. Но мы все равно ждем со дня на день, когда нас откроют, потому что родители уже все телефоны обзвонили. Лето, жара, самый разгар сезона, а мы, к сожалению, пока не можем занятия проводить.

-Сергей Евгеньевич, расскажите, как «Дельфин» справляется в условиях ограничений, чем живет?

- Сейчас все брошено на ремонт, на производство запасных частей. Обновление рулевых, швертов, в общем, идет такой технический ремонт. И сами педагоги делают этот ремонт, потому что у нас нет специальных рабочих, которые бы этим занимались.



-Раз мы заговорили о педагогах, давайте поговорим про обучение. Что в него входит?

- К нам приходит ребенок, который ничего не понимает, а выходит уже готовый матрос на солидную хорошую яхту. Обучение довольно интересное, насыщенное. Часто проводим регаты, как местные, так и в Волгодонске. Начинает со швертботов, со временем оттачивается мастерство, и ребенок уже может ходить на «Оптимистах» и «Кадетах». Потом все более и более серьезная техника – и вот он уже оказывается на «Орионе», управляемым 4 разными парусами. А после полноценные яхты, которые требуют навыков. То есть по завершении ребенок становится настоящим матросом, который готов к любой яхте.



-Сколько обычно длится обучение и с какого возраста принимаете детей?

- У нас программа рассчитана минимум на 3 года. Принимаем с 9 лет, но у нас есть единственное условие – он должен уметь держаться на воде. У нас тут, конечно, следят за безопасностью, все дети в жилетах, но когда ребенок не может сам справляться с водой, он психологически не готов.

- Умение держаться на воде и больше особых критериев отбора у вас нет?

- Еще, главное, чтобы здоров был, потому что море не любит шутить. С водой, как мы говорим, нужно обращаться на «Вы». Тогда и вода будет относиться к нам с таким же уважением. Ну и мы стараемся делать специальные упражнения, например, переворачиваем швертботы, чтобы дети учились правильно возвращать корпус на место и уже использовать полностью все его возможности.



-Взрослых тоже принимаете?

- В нашей системе образования – только до совершеннолетия, поэтому обучение, как правило, в пределах от 9 до 18 лет.

-Как и в любой школе, у вас, наверное, есть экзамены?

- Да, конечно, есть специальные экзамены, билеты вытягиваем, все как положено. Начинается все с теории, а заканчивается все там, – тут заведующий указал в сторону волнующегося моря. - За партами мы стараемся не сидеть, в школе они и так надоедают ребятам, поэтому стараемся показывать все в движениях. Специально оборудуем стенды, и как бы объединяем их вокруг объекта. После школы мало кто желает сидеть снова за столом.



-Учеба – это хорошо. Но чем вы занимаетесь помимо яхт и моря? Вы проводите какие-то развлекательные мероприятия для своих учеников?

- Обязательно. День Нептуна проводим, День флота, который стал уже традицией для нашего клуба, День рождение самого «Дельфина». В общем, праздники серьезные. А наш тренер Анастасия, кстати дочка того самого Абрамчука, спектакли ставит, что-то придумывает. И все это довольно интересно, и дети хорошо к этому относятся, с большим желанием участвуют в этом. Мы стараемся расширять кругозор со всех сторон, чтобы не замыкались лишь на парусном спорте.

-Еще было бы интересно послушать про соревнования, где ваши ребята неоднократно становились чемпионами. Расскажите, пожалуйста.

- Раньше было больше возможностей: ездили по всей области, и на Россию ездили, в Анапе регулярно бывали, но сейчас опять же финансирование слабенькое, поэтому мы практически больше никуда не ездим, разве что только в Волгодонск. Ну, а так, призовые места занимаем, конечно же, несмотря на то, что мы все-таки не школа олимпийского резерва. У нас яхт-клуб больше с туристским уклоном, чем чисто спортивным. Сложно тягаться, но получается.



-Есть ли награды у самого яхт-клуба?

- Наши награды – это дети, которые получают и кубки, и медали. Вот эта награда самая главная. Нам в принципе больше ничего не надо. Хотя периодически есть благодарности от министра образования и министра спорта Ростовской области. Мы уже старожилы, поэтому за это время нахватались благодарностей как педагоги. Но, повторюсь, что самая главная наша наград – дети.

-Что бы вы хотели пожелать «Дельфину»?

- Я хотел бы пожелать, чтобы все были живы и здоровы, прежде всего. Ну и потом, самое главное все-таки повернутся лицом к детям, и начать нормально финансирование – тогда разворачивается огромный круг возможностей, да и так интереснее будет. Остальное мы как-нибудь сами сделаем.



- Сергей Евгеньевич, спасибо большое за беседу. Процветания Вашему яхт-клубу и побед Вашим воспитанникам.

Беседовала Анастасия Семенова.
Фото: Анастасия Семенова.


Главная
Сетевое издание - новостной портал donday-volgodonsk.ru/
Свидетельство о регистрации СМИ
ЭЛ № ФС77 - 77015 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08.11.2019 г.
Учредитель: Мартиросян Л.В.
И.о. главного редактора: Моисеенко Екатерина
Эл.почта редакции: donday.volgodonsk@yandex.ru; donday.volgodonsk@gmail.com
Телефон редакции: +7(928)180-11-85
  • Яндекс.Метрика
  • 18+