Об этом и сообщили депутаты от фракции КПРФ в ходе заседания областного Заксобрания. Для парламентариев стало непонятно, откуда в бюджете Ростовской области найдутся средства на реализацию всех пунктов принятого закона. Так, например, одна единственный социальный пункт гласит о вводе в новых агломерациях льготной ипотеки под 1% годовых для выпускников-отличников донских ВУЗов. О чем, кстати, постоянно напоминал в своем выступлении председатель комитета Законодательного собрания Ростовской области по экономической политике, депутат от фракции «Единая Россия» Игорь Бураков, делая акцент на том, что это инициатива губернатора. По его мнению, благодаря льготной ипотеке «лучшие умы» Дона останутся на малой родине, строя карьеру здесь же.
Но откуда же взять средства на субсидирование? Естественно банки не пойдут на такие уступки, а раз проект правительства Ростовской области, то и платить придется из регионального бюджета. Но все уже не раз слышали, что у области денег нет. Так откуда же они возьмутся сейчас? Депутат из фракции КПРФ Татьяна Ищенко справедливо поинтересовалась, чем мы все пожертвуем ради создания агломераций. Однако внятного ответа она не получила. Не смог Игорь Бураков ответить и на другой вопрос парламентария от КПРФ Ирины Потяговой.
- Статья пятая предлагаемого закона звучит так – «финансовое обеспечение деятельности органов государственной власти Ростовской области по оказанию содействия развитию агломераций», - начала Ирина Владимировна. - То есть, мы имеем правительство Ростовской области, мы называемся Ростовская область, мы приняли решение, что мы можем называться Донским краем. Кто мешает нам выполнять все те плюсы, о которых мы говорили? По-моему – никто. Когда мы принимаем этот закон – я понимаю, что здесь есть плюс в федеральном софинансировании. Но должны, наверно, тратиться деньги, о которых вы сегодня не говорили. Нужно посмотреть финансовую подоплеку этого закона. Кто её вообще рассчитывал?
И действительно, почему в документах не говорится об издержках, почему в регионе нельзя развивать туризм, инфраструктуру, культуру, экологию и в целом улучшать жизнь населения, не объединяя муниципалитеты?
Но самой жесткой критике подверглось выступление главы фракции КПРФ в Заксобрании Ростовской области, депутата Алексея Мисана. Он высказался о том, что в законопроекте лишь один пункт направлен на социальную поддержку, а остальные поправки рассказывают о плюсах объединения муниципалитетов, которые, по идее, должны привести к улучшениям в некоторых сферах жизни дончан. Но на практике может оказаться, что развитие агломераций приведет к увеличению расходов, как населения, так и региона. Ведь в прилагаемых документах нет никаких финансовых обоснований. В ответ господин Бураков ответил, что изменений в бюджете не потребуется. Но как правильно отметил Мисан, предлагаемые в законопроекте меры социальной поддержки будут являться новым видом расходных обязательств Ростовской области, и в целях соблюдения указанных требований Бюджетного кодекса Российской Федерации внесенный законопроект должен рассматриваться Законодательным собранием Ростовской области исключительно в одном пакете с проектом областного закона о внесении изменений в Областной закон от 16 декабря 2021 года № 635-ЗС «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов. В противном случае принятие рассматриваемого законопроекта может привести к нарушению прав граждан». Бураков же ответил, что из бюджета средства не понадобятся, потому что есть «программа жилищных программ», которую и задействуют.
- Интересно, если мы этого не закладывали, тогда, получается, средства были заложены ранее, - отметил Алексей Мисан. - Мы же их не в пустоту закладываем, а на какие-то другие жилищные программы. Получается, мы должны деньги откуда-то забрать, чтобы вложить в ипотечную программу. И теперь непонятно, откуда именно «отщипнут» средства, и о каких суммах вообще идет речь.
В итоге фракция КПРФ проголосовала против предлагаемого законопроекта, поскольку он требует более детальной доработки. Уже после заседания Руководитель фракции КПРФ Алексей Мисан объяснил свою точку зрения:
«Почему у нас вообще возникли вопросы о законопроекте по агломерациям? – прокомментировал Алексей Мисан. - Дело в том, что никто, почему-то, не говорит о том, какие могут быть последствия этого для жителей населенных пунктов, в особенности – малых городов. Дело не только в тарифах на проезд – хотя и они, вероятно, вырастут, по крайней мере, в экономической науке повышение расходов населения на проезд считается характерной отрицательной чертой агломераций. Когда мы говорим о страховом тарифе – мы подразумеваем обязательное автомобильное страхование, там тоже есть огромная разница между малым городом и областным центром, мегаполисом. То же самое может коснуться и ипотеки – в малых городах процент значительно ниже, чем в областном центре. Помимо этого, естественно, налоги также будут уходить в областной центр, и распределение будет производиться оттуда же.
При этом Бураков постоянно акцентировал внимание на этой льготной ипотеке в 1% для выпускников ВУЗов. Мало того, что нет никаких гарантий, что эти выпускники действительно останутся в области, а не уедут, продав это жилье, делать карьеру в ту же Москву. Но и для этого пункта нет финансового обоснования. Наши депутаты не понимают, из каких средств будут выделены субсидии. Очевидно же, что банк не будет выдавать ипотеку под такой процент, это нужно субсидировать. Кто это будет делать? Область? Логично, так как это областной закон. Так из каких средств? Где расчет, хотя бы приблизительный, сколько на это понадобится миллиардов рублей? А ведь такой расчет должен быть не просто на текущий год, но и на период 2023-2024. Таких отчетов не предоставлено, и неизвестно, откуда на это собираются взять деньги. Мы не против субсидий на отличников. Но буквально неделю назад в Заксобрании нам заявили, что у бюджета нет денег на наш законопроект о детях войны, о ежемесячной денежной выплате для людей, чье детство пришлось на Великую Отечественную войну, действительно являющихся крайне незащищенной, в социальном плане, категорией населения.
И знаете, что самое смешное? Всё, что уважаемые единороссы назвали «набором слов, не имеющим отношения к действительности» – это буквально два абзаца из ответа начальника правового управления аппарата ЗС Ростовской области Дерезы Н.В. на наш законопроект по «детям войны». Только вот, по нашему проекту как раз было финансовое обоснование, а у «Единой России» по закону об агломерациях его нет. Такие вот двойные стандарты».
Вывод здесь напрашивается сам собой – главным козырем партии большинства в проекте стала льготная ипотека для выпускников-отличников донских ВУЗов. По тому, как часто Игорь Бураков об этом напоминал и как он описывал этих студентов, складывается впечатление, что их хотят «привязать» в Ростовской области, чтобы в дальнейшем окупить все вложения в виде налогов. Ну а если этого захотела партия власти – то закон будет принят всеми доступными способами. Как это, впрочем, и произошло.
Андрей Волкодавов