
Система ОСАГО — это снятие головной боли для потерпевших за счёт наличия полиса у виновника ДТП. Вместо него платит страховая компания. Но, к сожалению, до 30% водителей ездят без страховки. Это большая проблема: в первую очередь для потерпевших, во вторую — для страховщиков, в третью — для государства. Поэтому законодательство решило с этим бороться. Но почему-то законотворцы решили начать с послабления, — комментирует Виталий Глебко.
Так, с 1 марта в России отменяется требование обязательного оформления полиса ОСАГО при регистрации машины. Хотя до сих пор наличие страховки хотя бы на первый год гарантировало минимальную защиту автомобилистам. Впрочем, после послаблений грядут и ужесточения.
С марта в ряде регионов начнут работать камеры фото- и видеофиксации. Они будут автоматически проверять наличие полиса ОСАГО у автомобилей. Пока система будет запущена в тестовом режиме и ограничится предупреждением для нарушителей. При этом специалист задаётся вопросом, почему эта технология вводится только сейчас, в 2025 году.
-В нашей стране реализованы куда более технически сложные проекты. Такие камеры могли бы работать уже давно, — отмечает юрист.
Виталий Глебко подчеркивает, что рано или поздно система заработает в полную меру. Её внедрение поможет выявлять водителей, которые сознательно избегают оформления страховки или приобретают её за одну тысячу рублей на различных сайтах исключительно «для галочки».
-Как профессиональный юрист, могу сказать, что половина разбирательств происходит с виновниками ДТП, у которых нет полиса ОСАГО. Если при этом у человека нет стабильного дохода, взыскать ущерб сложно: у него попросту ничего нет, — объясняет эксперт.

Среди позитивных изменений автоюрист выделяет новую инициативу, которая пока что только рассматривается в Госдуме. В ней говорится о том, что если у потерпевшего в ДТП водителя есть полис ОСАГО, то страховая компания сначала компенсирует ему ущерб. В дальнейшем страховая компания самостоятельно будет взыскивать ущерб с виновника аварии, у которого отсутствует ОСАГО. Это значительно облегчит жизнь добросовестным водителям. Однако инициатива уже получила отрицательные отзывы от Минфина и Центробанка.
Есть уже принятые законы. Например, с 2025 года введён новый состав административного нарушения. Теперь штраф за повторную езду без страховки составляет от 3 до 5 тысяч рублей. При этом за первое нарушение нарушитель заплатит всего 800 рублей.
-Это хорошо, что такие штрафы ввели за повторное нарушение. Бывает, что человек случайно забывает продлить полис. Однако, если он делает это систематически, то должен нести ответственность. При этом водителей не будут штрафовать каждые десять метров. У нас правонарушение считается повторным, если оно совершено в течение года, но не сразу после оформления, а с момента вступления решения в законную силу. Это 10 дней, — резюмировал автоюрист.
Фото: DonDay-Волгодонск
Анастасия Булгакова
Подписывайтесь на DONDAY-Волгодонск
Яндекс Дзен
Телеграмм
Вконтакте
Если Вам есть чем поделиться, пишите нам в WhatsApp